Поиск

Василий Шпак: К 2030 году на автомобилях в России не будет Android

Василий Викторович, Государственная информационная система промышленности (ГИСП) заявлена как единое окно для взаимодействия с предприятиями и региональными органами. Насколько удалось задуманное, что уже удалось реализовать и что еще предстоит сделать?Василий Шпак: Система создана для промышленных

Василий Шпак: К 2030 году на автомобилях в России не будет Android

6 июля 9 Комментарии

Василий Викторович, Государственная информационная система промышленности (ГИСП) заявлена как единое окно для взаимодействия с предприятиями и региональными органами. Насколько удалось задуманное, что уже удалось реализовать и что еще предстоит сделать?

Василий Шпак: Система создана для промышленных предприятий, ее ключевая роль - поддержка российского производства. Основное внимание уделяется сервисам признания продукции отечественной, по созданию экосистемы, по продвижению российской продукции.

Один из ключевых - каталог продукции, он позволяет собирать в одном месте информацию о производимой российской продукции, о ее характеристиках. Он помогает тем, кто ищет российскую продукцию, оперативно ее найти, понять какие у нее характеристики, найти информацию от производителя. Такой своего рода навигатор в мире российских промышленных продуктов.

В этом году должна закончиться интеграция ГИСП с 1С. Это позволит напрямую предприятиям из своих учетных систем без лишней бумажной волокиты в электронном виде формировать отчеты по различным направлениям. Это должно сильно облегчить жизнь и снизить общий уровень забюрократизированности наших с ними взаимоотношений.

Еще отдельно выделил бы в рамках нацпроекта Беспилотные авиационные системы и в рамках инициативы по созданию единого цифрового интегрированного пространства создание в ГИСП реестра разработчиков и производителей беспилотных авиационных систем (БАС). Этот сервис сейчас дорабатывается и в течение 2025 года заработает. Это в том числе сервис кооперации, при помощи которого производители смогут найти информацию о производимых в России комплектующих, составных частях.

Их уже настолько много?

Василий Шпак: Мы очень многое научились делать сами. Понятно, что быстрее всего освоили рамы, винты, сейчас производим практически полную линейку электродвигателей, достаточно широкую палитру полетных контроллеров, модулей связи. Если говорить про полетные контроллеры, уже появились первые реализованные на отечественных микроконтроллерах. В конце года будем подводить итоги, и надо сказать, что по самым массовым продуктам степень обеспеченности номенклатурой сегодня уже выше 85%. Теперь основная задача - эти результаты масштабировать, чтобы все больше и больше разработчиков и производителей получили информацию, а самое главное - доступ к комплектующим.

По некоторым моделям беспилотников уровень обеспечения отечественными комплектующими уже выше 85%

Вопрос в развитие про беспилотные системы. Основное целеполагание сегодня понятно. Просматриваются ли какие-то треки на перспективное гражданское применение этой техники?

Василий Шпак: Конечно. Это то, над чем мы работаем. И чем больше мы в это погружаемся, тем больше сценариев применения методов и информационных систем нам открывается. Ну, например, достаточно хорошо себя показывает сервис по поиску пропавших без вести, развернутые нейронные сетки специализированные на базе беспилотников очевидно лучше справляются с тем, чтобы в чаще леса найти человека. И каждая спасенная жизнь - это то, что никакими деньгами померить нельзя, и результаты есть, они достаточно позитивные. Сейчас коллеги из отряда Лиза Алерт, и коллеги из МЧС все шире в регионах, начинают использовать эти технологии.

Очень серьезно сейчас работаем над использованием БАС в сельском хозяйстве - и для внесения удобрений, и для внесения химикатов для борьбы с сорняками и с вредителями. Там достаточно серьезный потенциал, пусть и не всегда экономика работает, что называется, в лоб. Например, мы сравниваем час обработки на тракторе и час работы, например, на беспилотнике по одним и тем же направлениям и вроде бы беспилотник получается дороже. Но когда начинаешь в это погружаться и разбираться, получается, что, во-первых, трактор не всегда доступен, трактор не может работать ночью, трактор имеет тенденцию часть поля повреждать. И он работает медленно, и расход химикатов больше. И вот когда ты все это раскладываешь и проводишь экономические расчеты, получается, что использование беспилотников в этом смысле более эффективно и полезно. Поэтому применений может быть много, применений разные, и чем дальше мы этим занимаемся, тем выше наша уверенность в том, что в скором времени огромное количество тех задач, которые мы делали самостоятельно, мы сможем делегировать беспилотным системам.

Давайте про локализацию и наше любимое 719-е постановление Правительства. Как вы оцениваете его эффект в горизонте последних трех лет? Механизм задумывался, как один из инструментов увеличения локализации производства радиоэлектронной продукции. Что получилось, а что - не получилось?

Василий Шпак: Давайте сразу обозначим, что это процесс. Мы стремимся формировать новые правила с точки зрения локализации, чтобы подталкивать бизнес и промышленность идти в локализацию.

С другой стороны, как только появляются на рынке те, кто с точки зрения уровня локализации продвинулся дальше, чем все остальные, мы плавно поднимаем планку этих требований до их уровня, чтобы стимулировать остальных в эту же сторону идти. Если возможность достижения такого уровня локализации уже доказана, то всех остальных нужно к этому уровню подтягивать. Потому что цель неизменна - это технологический суверенитет. Чем больше операций мы делаем внутри страны, чем больше российских компонентов используем, чем больше добавленной стоимости для нашей экономики, больше налогов, рабочих мест, зарплат и всех прочих экономических эффектов. Поэтому 719-е ПП показало себя хорошо, но необходимо постоянно работать над его развитием и совершенствовать.

А в какие сферы планируется дальше продвигать балльную систему?

Василий Шпак: У нас есть задача все перевести на балльную систему. Другой вопрос, что далеко не по всем классификаторам промышленной деятельности балльная система прописана. Кое-где еще осталась адвалорная система, которая в сравнении с бальной системой хуже позволяет оценивать уровень локализации. Кроме того, сами классификаторы промышленной деятельности нуждаются в постоянной актуализации. Порой появляется совершенно новая продукция, которой ранее не существовало. И нам необходимо закрывать эти пробелы максимально оперативно.

Вы заявили, что к 30-му году на автомобилях в России не будет никакого Android. Я так понимаю, это движение в том же направлении?

Василий Шпак: Автомобили все больше и больше становятся уже не средствами передвижения, а компьютерами и даже серверами на колесах. И поэтому доля проникновения туда информационных технологий, а значит, возможности информационной уязвимости постоянно растет.

И конечно, автомобили - это средства повышенной опасности. Поэтому решения, которые используются на борту автомобиля, должны быть доверенными. И доверенности в первую очередь, можно добиться от наших разработчиков, что все сделано по стандартам и с точки зрения конструктивной и с точки зрения информационной безопасности. Поэтому считаю, что мы должны идти к тому, чтобы операционная система, которая будет там работать, информационные сервисы автомобилей и сам автомобиль должны быть российскими. И со временем нам надо будет принимать решение по признанию ряда систем автомобилей значимых объектами критической информационной инфраструктуры и внедрению требований, которые применяются в КИИ.

Когда мы говорим про КИИ, то нельзя не затронуть тему автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Как в Минпромторге смотрят на перспективы структуры, объединяющей крупных заказчиков АСУ ТП в России (Северсталь и других), которые активно продвигают идею создания открытой вендоронезависимой кросс-отраслевой платформы? Насколько это экономически обоснованная инициатива? Как будут решаться вопросы с безопасностью?

Василий Шпак: Когда есть стандарты открытые, которые, с одной стороны, удобны для всех пользователей и потребителей, это сразу формирует большой рынок единообразных технических решений для вендоров. Такая унификация позволяет им создавать свои решения, будучи уверенными в том, что, если они будут превосходить конкурентов по своим техническим характеристикам, они получат своего потребителя. Поэтому с точки зрения экономики польза очевидна.

Кроме того, стандарты приводят к унификации и на уровне компонентов. Чем выше унификация, тем выше серийность, значит, снижается стоимость и стоимость покупки, и стоимость владения с точки зрения эксплуатации. И сервисное обслуживание такой техники гораздо доступнее.

А безопасность?

Василий Шпак: Поскольку хоть это и открытый, и тем не менее стандарт, в этих стандартах, естественно, должны возникнуть требования к безопасности. Сейчас коллеги над ними работают. И когда они появятся, и будут утверждены, то их состоятельность с точки зрения инфобеза будет понятна и этих вопросов не возникнет.

А принципы открытости в архитектуре, как раз позволяют большому количеству тех, кто свои решения разрабатывает и помещает внутри этой архитектуры, следить множеством глаз и множеством рук за тем, что бы не было в этой системе, в этой архитектуре дырок. Самый простой пример - Linux. Если 10-12 лет назад к linux-овскому продукту с точки зрения их устойчивости, безопасности были какие-то вопросы, то сейчас нет никаких сомнений, что там достаточно зрелый продукт. И по инфобезу уж точно вопросов не больше, чем в проприетарных системах.

У нас много производителей АСУ ТП на рынке. Это хороший конкурентный рынок. Тем не менее, я часто слышу довольно критичные отзывы об уровне локализации. Как вы оцениваете ситуацию с импортозамещением и куда планируете двигаться?

Василий Шпак: Достаточно большое количество вендоров уже работают. И количество запросов постоянно растет. Чем шире будет рынок, тем больше спроса он будет предлагать производителям компонентам, производителям узлов, блоков, агрегатов. Соответственно, если будет спрос, то рынок на него совершенно точно ответит, потому что технологический уровень наших компаний и производственная готовность позволяет решать все задачи, которые сейчас предъявляются современным АСУ ТП. То есть тут совершенно точно мы можем быть абсолютно технологически не просто независимыми, но еще и лидировать во многих областях. Потому что с точки зрения железа там все должно быть стандартно и не требует супертонкой топологической нормы с точки зрения микроэлектроники или каких-то совершенно фантастических космических технологий. Там всё в общем-то по земному, зримо, весомо, грубо, и во многом функционально определяется работой программного обеспечения. И с учётом развитости у нас IT-сектора и математической школы, в общем, готовность наших радиоэлектронных предприятий создавать такие типовые платформы я тут никаких проблем не вижу, а наоборот вижу еще хорошую перспективу и высокий экспортный потенциал.

Ну и насколько я понимаю, будет вестись какая-то работа по стимулированию заказчиков по переходу на отечественное решение. Потому что, как говорили недавно на закрытой сессии на Positive Hach Days, например в металлургии все довольно грустно, там не очень стремятся переходить на отечественные решения.

Василий Шпак: Давайте называть вещи своими именами. У коллег, у которых есть необходимость использования АСУ ТП, у них основной КПЭ не в том, чтобы АСУ ТП стал российским, а в том, чтобы металл лился. Поэтому чем меньше изменений, тем для бизнеса лучше и полезнее. Потому что любые изменения в АСУ ТП - для этого необходимо прервать технологический процесс, что-то менять, переучивать персонал. Это всегда потери. Поэтому бизнес всегда к этому относится с чувствительностью. Но если смотреть не на тактические результаты, а на стратегические, с точки зрения устойчивости бизнеса перед лицом каких-то техногенных опасностей, рисков киберугроз, то эта история для бизнеса оборачивается прямым экономическим эффектом. Потому что деньги, которые ты сэкономил, и те простои, которых ты избежал, убрав риски вмешательства извне с точки зрения информационной безопасности это существенно. Нет никаких сомнений, что со временем мы сумеем достичь необходимой функциональности и не просто заместить существующие иностранные решения, а дадим совершенно другое качество, и оно будет лучше, чем у иностранных аналогов.

Комментарии

Новости
Контакты
+7 (900) ***-**-**

Мариуполь, бульвар Шевченко, 80

Реклама