Тесное экономическое сотрудничество России и Китая насчитывает много лет, но в последнее время оно стало особенно значимым из-за противоречивой политики западных стран. Особенности и преимущества
Тесное экономическое сотрудничество России и Китая насчитывает много лет, но в последнее время оно стало особенно значимым из-за противоречивой политики западных стран. Особенности и преимущества нашего партнерства были озвучены в докладе ответственного секретаря президентской комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК, главного исполнительного директора компании "Роснефть" Игоря Сечина на открытии VII Российско-Китайского энергетического бизнес-форума в Пекине. Ключевые моменты этого доклада - в обзорах российских экспертов.
Выступление Игоря Сечина задало лейтмотив дискуссии о новом мировом экономическом полюсе, считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. Об этом говорят приведенные в докладе цифры, согласно которым Китай сегодня обеспечивает 35 процентов мирового промышленного производства, свергнув с пьедестала вчерашних лидеров. В частности, зависимость американских производственных компаний от китайских комплектующих сегодня в три раза выше, чем зависимость китайских компаний от США. А уже к 2035 году, согласно 15-му пятилетнему плану КНР, ожидается удвоение ВВП страны, чем не может похвастаться ни одно другое государство мира.
Совершенно очевидно, что подобная динамика развития ведет к существенному росту потребления энергии. А надежный "энергетический тыл" для Поднебесной обеспечивает в том числе и наша страна. По словам главы "Роснефти", российские поставки энергоресурсов являются важнейшим поддерживающим фактором в достижении Китаем своих стратегических целей. В последние 10 лет Россия стала для КНР поставщиком нефти номер один. По итогам 2024 года наша страна обеспечила 19 процентов китайского импорта энергоресурсов на общую сумму около 100 миллиардов долларов.
"По оценкам Игоря Сечина, приобретение российского "черного золота" позволило Китаю, начиная с 2022 года, получить экономический эффект в размере 20 миллиардов долларов по сравнению с альтернативным вариантом закупок на Ближнем Востоке", - отметил Валерий Андрианов.
Немаловажным обстоятельством, по его словам, является и приведенный в докладе факт, что Россия обладает уникальной ресурсной базой, которая способна обеспечить энергобезопасность Китая да и всей Евразии на долгосрочной основе. Как отметил Игорь Сечин, совокупная стоимость природных богатств РФ составляет почти 100 триллионов долларов, что почти в два раза больше аналогичного показателя в США. Причем в отличие от крупнейших западных нефтегазовых корпораций, у российских компаний запасы растут - если у западных мейджоров коэффициент органического возмещения запасов в последние пять лет составляет всего 40 процентов, то у "Роснефти" он стабильно превышает 100 процентов благодаря более обширной ресурсной базе и высокой эффективности геологоразведочных работ.
Заметное, а иногда и кратное снижение стоимости энергоресурсов для дружественных стран, в первую очередь, для Китая, дает тот самый синергетический эффект в технологиях, позволяя и жить, и развиваться в новых реалиях без участия и западного капитала, и западных технологий, и западных потребителей, добавляет заместитель председателя правления ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев. "Тут нельзя не вспомнить "Интернационал": мы по сути строим наш новый мир, только не базе идеологии, как в прошлом веке, а на базе тесных экономических связей нового типа", - подчеркнул эксперт.
Что это дает человеку? Дмитрий Гусев приводит следующие цифры из доклада Игоря Сечина: при средней рыночной цене нефти в 60 долларов за баррель американский автовладелец платит три доллара за галлон бензина. В то же самое время потребитель электричества в США, при текущей цене электроэнергии 18 центов за киловатт-час (для населения), платит уже 6 долларов за галлон бензина, то есть стоимость барреля нефтяного эквивалента фактически равна 125 долларов.
В странах Евросоюза цена электричества еще выше. В Германии и Италии цена электроэнергии 40 центов за киловатт-час (для населения) транслируется в 14 долларов за галлон бензина, что эквивалентно 300 долларам за баррель нефтяного эквивалента.
"С одной стороны, раз они себе могут это позволить, то пусть платят. Никто плакать и сопереживать за США и ЕС не будет, есть чем заняться и в России, и в Китае, - отмечает Дмитрий Гусев. - С другой стороны, стоимость базовых энергоресурсов - это стоимость билета на рынок развития новых технологий. Чем выше стоимость энергоресурсов, тем ниже шансы, что новые производства будут размещаться в этих регионах".
Такая стоимость электроэнергии станет тормозом для развития новых проектов, в том числе центров обработки данных, сделает практически невозможным перевод транспорта на электротягу, потребует увеличения бюджетных расходов для субсидирования ЖКХ и, в конечном итоге, создаст предпосылки для снижения экономического потенциала, резкого роста расходов населения в западных странах, подчеркнул в своем докладе Игорь Сечин.
У России и Китая - куда более оптимистичные перспективы, тем более что нефть и газ - далеко не единственная сфера сотрудничества наших стран. Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин обращает внимание на часть доклада, касающуюся ядерных технологий. Россия участвовала в строительстве четырех энергоблоков Тяньванской АЭС в Китае, а в ближайшие годы завершится строительство еще четырех энергоблоков АЭС Тяньвань и Сюйдапу.
"Россия помогает Китаю строить реактор на быстрых нейтронах, являясь единственным в мире обладателем этой технологии. При этом стоимость строительства самого современного российского реактора вдвое ниже, чем обычного американского", - отметил Михаил Делягин.
В целом, производство электроэнергии в Китае сегодня вдвое выше американского уровня, хотя 20 лет назад было наоборот. КНР осуществляет треть мировых инвестиций в энергетику: в этом году они составят около 900 миллиардов долларов. Также Китай стал мировым научным и промышленным лидером в том числе и благодаря успехам в энергетической сфере. Именно он формирует сегодня новый облик всей мировой энергетики, опираясь на гармоничный синтез традиционных и альтернативных источников. Достаточно указать, что в прошлом году Китай выдал разрешения на строительство 100 гигаватт новой угольной генерации и при этом является мировым лидером по вводу в строй мощностей возобновляемой электрогенерации.
Михаил Делягин отмечает, что санкционная агрессия Запада только усугубляет его положение, приближая очередной экономический кризис в этих странах, в том числе за счет нового существенного удорожания энергии.
"Россия и Китай подготовились как к этому, так и в целом к нарастающему глобальному кризису заблаговременным созданием не только современной инфраструктуры поставок нефти и газа, обеспечившей общую энергобезопасность, но и основ финансовой инфраструктуры", - пояснил эксперт.
Он ссылается на статистику из доклада, согласно которой за последние годы двусторонние расчеты России и Китая почти полностью переведены на национальные валюты, а во внешней торговле КНР с 2010 года удельный вес юаня вырос с 2 до 52 процента, а доллара рухнул почти вдвое - с 83 до 43 процентов.
Превращение доллара в санкционное оружие подрывает его позиции не только как расчетной, но и как мировой резервной валюты. Место американских госбумаг в качестве "тихой гавани" для капиталов все более уверенно занимает золото, глобальными лидерами добычи которого являются как раз Китай и Россия.
"По оценке Игоря Сечина, лишенные доступа к конкурентной ресурсной базе России и компонентной базе Китая, наши западные оппоненты могут утратить технологическую и экономическую субъектность, что создаст предпосылки для реализации рисков цивилизационных переделов… В то же время синтез российских ресурсов и китайской технологической платформы надежно обеспечивает стабильное развитие наших экономик с учетом приоритетов внутреннего потребления", - подытожил Михаил Делягин.
Мариуполь, бульвар Шевченко