Если бы кому-то из москвичей сказали об этом 15 лет назад, не поверили бы. Да и сам Сергей Собянин вряд ли подозревал о грядущих переменах в жизни города, когда 21 октября 2010 года депутаты
Если бы кому-то из москвичей сказали об этом 15 лет назад, не поверили бы. Да и сам Сергей Собянин вряд ли подозревал о грядущих переменах в жизни города, когда 21 октября 2010 года депутаты Мосгордумы утверждали его в должности мэра.
Москва тогда воспринималась как клубок неразрешимых проблем. Она больше принадлежала не людям, а машинам, которых с каждым годом становилось больше. Они стояли в бесконечных пробках на дорогах, парковались на тротуарах по всему центру города, из пешеходных улиц у горожан был разве что Арбат. За вход в Парк Горького брали деньги, а ВДНХ больше походила на барахолку, где в исторических павильонах торговали буквально всем: от шуб до шашлыков.
Слева - вход на ВДНХ в середине 1990-х. Справа - современный вид. Коллаж: РИА Новости, Михаил Терещенко/ТАССВ такой ситуации было бы логичнее взяться за что-то одно: транспорт, благоустройство, борьбу со стихийной торговлей и так далее.
Сергей Собянин, однако, решил действовать сразу по всем фронтам, и результаты не заставили себя ждать. Не всем это нравилось - те же платные парковки поначалу воспринимались в штыки, да и сейчас вызывают пересуды. Но достаточно сравнить уличные панорамы 15-летней давности с нынешними широкими тротуарами, зелеными улицами с местами отдыха, и сразу становится понятно, ради чего это делалось.
А метро? Количество станций в 2010 году составляло 182, а сейчас вместе с МЦК их больше 300.
Никакого МЦК, кстати, 15 лет назад не было, хотя разговоры о необходимости использования старой железной дороги ходили еще с 1990-х. Сегодня же по этому кольцу каждый день совершается 640 тысяч поездок, а прилегающие к дороге промзоны благодаря ее появлению получили толчок к развитию - их застраивают жильем, офисами, новыми современными предприятиями, социальными учреждениями.
За время работы Сергея Собянина в жизнь москвичей вообще вошло много транспортных аббревиатур - МЦД, БКЛ, МСД и другие. За каждой - новые транспортные системы, построенные с нуля, которым зачастую нет равных в мире. К примеру, самое большое в мире метрокольцо - Большую кольцевую линию - построили всего за 11 лет.
Про автомобилистов и наземный транспорт, вопреки опасениям, не забыли. Дорожная сеть, например, увеличилась более чем на 1,5 тысячи километров за 15 лет. Причем это не просто новые дороги, а еще и сотни искусственных сооружений, развязок, мостов, тоннелей, эстакад.
Но по городу стало приятно и удобно не только ездить. По нему снова начали гулять. Программа "Моя улица" за несколько лет преобразила весь центр города и уже давно шагнула на окраины. Улиц, завешенных разномастной рекламой и проводами, с узенькими тротуарами, ветхими фасадами, тусклыми фонарями, будто и не было. На Тверскую, например, вернулись исторические липы. Скептики говорили, что не приживутся, но сейчас уже многие и не помнят, что улица недавно была совсем другой, серой.
А обновленные школы, поликлиники и больницы?
В принципе, на этом можно было бы остановиться и почивать на лаврах. Но это, похоже, не в характере Сергея Собянина. Москвичам уже кажется, что бурное развитие города - процесс неостановимый.
Не успеешь привыкнуть к новым станциям метро, как появляются целые новые ветки. Не успеешь запомнить новый маршрут на работу на машине, как навигатор сообщает об открытии еще одной дороги. Не успеешь полюбить новый парк, как узнаешь, что появился новый, еще лучше. И так - во всем.
Мариуполь, бульвар Шевченко