Поиск

Пора включать резервы

Надежность в приоритетеМеханизм take or pay используется во многих развитых странах, но еще более распространен в государствах с развивающейся экономикой и растущим энергопотреблением.

Пора включать резервы

сегодня 32 Комментарии

Надежность в приоритете

Механизм take or pay используется во многих развитых странах, но еще более распространен в государствах с развивающейся экономикой и растущим энергопотреблением. Например, подобные модели работают в Индии, Турции, Китае и многих других странах. Изначально их применяли в долгосрочных газовых контрактах для защиты инвесторов при значительных капитальных затратах, позднее стали внедрять и в электроэнергетике.

- Механизм формирует предсказуемую экономическую основу для инвестиций: сетевые компании получают гарантированный доход, а потребители несут ответственность за заявленный объем, - поясняет суть подхода генеральный директор Zapusk Group Алексей Равинский.

Принцип "бери или плати" подразумевает, что покупатель в любом случае оплачивает определенную часть мощности, вне зависимости от того, сколько потреблено фактически. К слову, аналогичный принцип много лет применял Газпром в экспортных контрактах, а в апреле этого года в России вступил в силу закон, вводящий такие правила для долгосрочных поставок газа промышленникам.

Инвестиции без перспектив

Подобные договоры в том или ином виде заключаются и в электроэнергетике России, в первую очередь в тех сегментах, где критически важны стабильность и надежность: в металлургии, химической и других отраслях, для которых перебои в энергоснабжении недопустимы. Но пока это дело добровольное.

Большинство подстанций и ЛЭП, в том числе и те, что сегодня простаивают без дела у нефтяников и других запасливых хозяев, возводились, по сути, всем миром

- Сетевые компании обязаны поддерживать готовность передавать электроэнергию в объеме заявленной мощности, но получают оплату только за фактическое потребление, - констатирует генеральный директор "Трансэнерком" Олег Шевцов.

А вот их клиенты, чтобы обезопасить свой бизнес, зачастую резервируют мощность с большим запасом: почему бы и нет, раз это не бьет по карману?

- Абоненты опасаются в случае возникновения потребности в увеличении потребления наткнуться либо на отсутствие доступных мощностей, либо на бюрократические барьеры. Поэтому указывают на момент получения техусловий больший объем, - объясняет директор по развитию инжиниринговой компании "Энергия Плюс" Павел Марышев.

Логика понятна. Однако энергетики в результате сталкиваются с серьезными проблемами: с одной стороны, простаивающие мощности требуют финансовых затрат на техническое обслуживание, а с другой - для подключения новых потребителей приходится строить новые. Например, в Югре ввиду непростой ситуации на мировом рынке нефти освоение многих участков затормозилось. Но инфраструктура, в том числе энергетическая, для них создана, и нефтяники удерживают резерв мощности, рассуждая примерно так: "А вдруг мы завтра начнем разрабатывать эти месторождения?" Однако рывок по-прежнему откладывается, в то время как электросетевое хозяйство нужно поддерживать в нормативном состоянии.

Более того, его необходимо наращивать: в той же Югре идет активное развитие несырьевого бизнеса - создаются технопарки и ОЭЗ, центры обработки данных и другие энергоемкие предприятия. На юге Тюменской области отмечается бурный рост строительства и потребления электроэнергии в бытовом секторе, в котором уже наблюдается дефицит энергомощностей. Парадокс заключается в том, что сетевая инфраструктура в регионе есть, ее более чем достаточно, но она простаивает, поскольку зарезервирована компаниями ТЭК. Так, по данным "Россети Тюмень", только пять крупнейших потребителей из нефтегазового сектора за шесть последних лет сократили фактическое потребление электроэнергии на 15 процентов - с 33,8 миллиарда киловатт-часов в 2018 году до 28,8 миллиарда в 2024-м, тогда как потребление с учетом неиспользуемого резерва мощности за это время увеличилось с 47,8 до 49 миллиарда кВт/ч. То есть неиспользуемый резерв вырос почти в полтора раза - с 13,9 до 20,2 миллиарда кВт/ч.

Подобная ситуация не только в тюменской "матрешке". На Петербургском международном экономическом форуме прозвучала такая цифра: в целом по стране реально используется менее 20 процентов подключенных мощностей. При таком раскладе инвестиции сетевых компаний становятся неокупаемыми, что сильно бьет по их экономике.

Резервы оплачены нами

- По решению правительства России минэнерго и минэкономразвития до февраля 2026 года подготовят проект документа, который будет предусматривать переход на принцип "бери или плати" при оплате услуг на передачу электроэнергии. Соответствующее мероприятие закреплено в Стратегии пространственного развития до 2030 года, утвержденной 11 августа 2025-го, - рассказывает доцент Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин.

Эксперты поясняют: новые правила коснутся потребителей с мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт, которые заключили договоры на технологическое присоединение после первого июля 2025 года. То есть новым абонентам придется оплачивать не фактическое потребление, а заявленную мощность, следовательно, они будут финансово не заинтересованы завышать ее объем. А что же с теми, кто присоединился к сетям давно и продолжает удерживать неиспользуемую мощность? Пока этот вопрос остается без ответа.

Здесь важно пояснить: поправки к федеральному закону "Об электроэнергетике" с первого января 2022 года отменили ранее действовавшие льготы, разрешавшие строительство новых электросетевых объектов за счет тарифных источников. С этого момента создание инфраструктуры оплачивает тот, кому она необходима, - конкретные хозяйствующие субъекты, кроме населения. А средства тарифа направляются на ремонт и модернизацию без увеличения мощности, то есть на те мероприятия, которые обеспечивают поддержание надежности и безопасности уже существующих электросетевых объектов.

Однако подавляющее большинство подстанций и ЛЭП в России, построенных за последние 10-15 лет, до 2022 года, профинансированы через механизм инвестиционной составляющей тарифа, то есть за счет всех потребителей, включая не только бизнес, но и бюджетные организации, и обычных жителей. В том числе и те объекты, которые сегодня простаивают без дела у нефтяников и других запасливых хозяев, возводились, по сути, всем миром. С точки зрения рядового гражданина, это по меньшей мере несправедливо.

Энергетики давно предлагают компаниям отказаться от неиспользуемых резервов в пользу других потребителей, которые уже сегодня остро нуждаются в подключении к электросетям или увеличении мощности. Но без финансового "кнута" увещевания не работают. Поэтому теперь вопрос стоит конкретно: если ты заявил необходимый объем электроэнергии, будь добр оплачивать его полностью.

Гибкие подходы

Понятно, что такой подход нравится не всем.

- С одной стороны, это позволит уменьшить количество невостребованных проектов и перенаправить средства на другие приоритетные направления. С другой стороны, поскольку принцип "бери или плати" означает оплату услуг по передаче электроэнергии исходя из максимально заявленной мощности, а не фактического потребления, могут существенно вырасти энергозатраты и издержки для промышленности, - делится опасениями Дмитрий Морковкин.

Эксперты возражают: современные инструменты бизнес-планирования обеспечивают высокую точность учета потребностей, а тезисы противников инструмента take or pay сводятся к возможным незначительным и маловероятным отклонениям в будущих периодах. При этом осуществленные инвестиции в сетевые объекты, которые не используются заказчиками строительства, непродуктивны в настоящий момент. В конечном счете уже сегодня это бьет по карману потребителей электроэнергии и покупателей промышленной продукции.

Впрочем, выходы есть. Эксперты отмечают, что для действующих абонентов уже сейчас существует возможность "возврата": чтобы не допустить увеличения расходов, держатели резервов могут отказаться от неиспользуемой мощности - такая процедура предусмотрена разделом IV "Правил технологического присоединения", утвержденных постановлением правительства РФ № 861 от 27 декабря 2024 года. Скажем, подобная оптимизация резервов только крупнейших потребителей "Россети Тюмень" могла бы высвободить более 300 мегаватт и передать их другим, нуждающимся в подключении организациям.

Для регионов распаковка неиспользуемой мощности открывает возможность без дополнительных затрат и потерь времени подключить к сетям новые производства, создать рабочие места и обеспечить поступления в бюджет. Для энергокомпаний это означает увеличение полезного отпуска, а для государства и бизнеса - снижение перекрестного субсидирования и динамики роста тарифов. Важно учитывать, что сетевой комплекс когда-то был сформирован за счет всех потребителей и государства. Однако сегодня в силу правовых коллизий и отраслевой близорукости значительная часть этого ресурса, способная дать импульс развитию территорий, находится "в недрах".

Комментарии

Новости
Контакты
+7 (900) 266-01-43

Мариуполь, бульвар Шевченко

Реклама