Ни шагу впередПо запасам разных видов РЗМ Россия находится на втором-четвертом местах в мире, а вот объем их добычи пока очень мал - около 2,5 тысячи тонн в год. По словам президента
По запасам разных видов РЗМ Россия находится на втором-четвертом местах в мире, а вот объем их добычи пока очень мал - около 2,5 тысячи тонн в год. По словам президента ассоциации "Горнопромышленники России" Валерия Язева, Китай добывает 255 тысяч тонн, США - 45 тысяч тонн, и они создают широкую кооперационную сеть с Австралией, Индией и Японией.
- В федеральной программе, принятой в 2013 году, речь шла о 20 тысячах тонн к 2019 году, но мы остались на прежнем уровне. Российское производство редкоземельных металлов составляет чуть более двух тысяч тонн, и в ближайшие три-четыре года мы его не увеличим, - отмечал Язев на недавней отраслевой конференции в Екатеринбурге.
Базовые проблемы отрасли осветил первый замдиректора Всероссийского НИИ минерального сырья Александр Рогожин: чистых редкоземельных месторождений в России мало, руды рассеяны, залегают в труднодоступных местах, отличаются невысокой концентрацией РЗМ и, как правило, радиоактивны, то есть их обогащение представляет непростую задачу.
Советская наука и промышленность с этими сложностями справлялись. В СССР, напомнил директор государственного отраслевого НИПИ "Гиредмет" Андрей Голиней, были выстроены все этапы работы с РЗМ, но с тех пор мировые технологии ушли вперед и прежний опыт потерял актуальность.
Кафедра редких металлов и наноматериалов УрФУ занимается тематикой РЗМ более 70 лет и обладает десятками патентов на изобретения в этой области. Профессор Владимир Рычков считает, что "с точки зрения науки и технологий в нашей стране все более-менее благополучно".
- Но сама по себе наука не вытянет, - предупреждает Андрей Голиней. - Она дает решения, которые можно масштабировать. Под эту задачу необходимо "железо". Как только появляется индустриальный инвестор, который понимает, как масштабировать научные разработки, возникает бизнес, наука становится полезной и монетизируется, у нее появляются средства для дальнейших поисков и решений. Если у ученых есть решения, но нет "железа", индустрия покупает китайское, а наука чахнет.
В СССР были выстроены все этапы работы с РЗМ, но с тех пор мировые технологии ушли вперед и прежний опыт потерял актуальностьВладимир Рычков подтвердил вышесказанное примером: его кафедра разработала технологию попутного извлечения редкоземельных элементов из насыщенных ими технологических растворов при добыче урана.
- Но когда мы показали эту технологию экономистам, они, посчитав, сказали, что проект нерентабелен: 80 процентов затрат составят средства привлеченного кредита под высокий процент. Такого условия не выдержит никакая супертехнология, - с сожалением констатирует ученый.
Но даже если кредиты снова станут подъемными для промышленности, она все равно продолжит "покупать китайское", признали на конференции. И отнюдь не оборудование для получения отечественных редкоземов, а готовую, причем конечную продукцию.
- Россия не сможет конкурировать с Китаем, у которого качество руд на порядок выше. Любые отечественные производства, которые существуют или планируются, автоматически становятся нерентабельными, бизнеса здесь нет, - подчеркнул Владимир Рычков.
Рецепт Китая прост: там субсидирование затрат достигает 70 процентов, что позволяет производителям держать привлекательные ценыЭффективная экономика пока не просматривается даже в производстве магнитов, которые, по словам эксперта, в нашей стране потребляются в больших объемах - порядка 30 тонн в год. И это притом, что по уровню технологий печати и качеству магниты, которые изготавливают тот же федеральный университет в тандеме с Институтом физики металлов УрО РАН, во многом не уступают лучшим мировым аналогам, а по некоторым характеристикам даже превосходят их. Но если качество сопоставимо, то по цене российские магниты проигрывают китайским.
Из-за того же "китайского" фактора остаются нерентабельными и бесперспективными проекты добычи РЗМ из отвалов горно-металлургических предприятий и производства удобрений.
- Да, есть скандий в красных шламах, но его извлечение даже по прямым затратам, без учета налогов, экономически неэффективно. В колчедане тоже есть скандий и другие редкоземельные элементы, но извлекать их оттуда на порядки дороже, чем продает Китай. Профессор Рычков разработал технологию извлечения редкоземельных металлов из фосфогипса, провели испытания - нет экономики. Поэтому металлурги и производители удобрений этим не занимаются, - сообщил Валерий Язев.
Рецепт Китая прост: там отрасль РЗМ уже полвека сопровождает государство, субсидирование затрат достигает 70 процентов, что позволяет производителям держать привлекательные цены.
Продавать свои РЗМ на мировом рынке на 20-30 процентов дороже китайских мы не сможем. Но основное препятствие развитию российской редкоземельной отрасли - это худосочность внутреннего рынка.
- Зарядных станций для электромобилей, ключевых для нашей отрасли, должно быть кратно больше. Тогда будет спрос. Но, думаю, не открою Америку, сказав, как живется любым новым проектам при сегодняшней стоимости денег, в условиях охлажденной экономики, - поделился болью Александр Степанов, директор по инвестициям и развитию Соликамского магниевого завода.
Входя в структуру госкорпорации "Росатом", предприятие производит практически все российские РЗМ, проектирует расширение и углубление производства.
Валерий Язев уточнил: чтобы соликамцы успешно осуществили свой проект, в стране должно выпускаться в год 25 тысяч электромобилей на отечественных магнитах. По его мнению, не кто иной, как государство, должно создать разветвленную сеть зарядных станций для электромобилей и пересадить на них чиновников, не говоря о налоговых преференциях, льготных кредитах, защитных таможенных пошлинах, закупках в стратегические государственные резервы и иных мерах поддержки.
- Государство должно быть главным регулятором и инвестором всей цепочки производства РЗМ - от геологоразведки и добычи до глубокой переработки, должно направлять, контролировать и поддерживать не только добычные проекты, но и формирование сквозных производственных и товарных цепочек. Другого шанса наверстать у нас может и не быть: слишком сильно мы отстали, - суммировал ожидания Александр Рогожин.
Справка РГВ новом технологическом укладе редкоземельные металлы приобретают стратегическое значение: без них немыслимы современные материалы, металлургия, машиностроение, приборостроение, микроэлектроника и цифровые технологии, а следовательно, и медицина, атомная и возобновляемая энергетика, автомобильная, авиационная и космическая промышленность, производство вооружений. Несмотря на название, редкоземельные металлы не такая уж редкость на нашей планете, но в земной коре они представлены в рассеянном виде и поэтому сложны и дороги для извлечения и создания конечного продукта.
Мариуполь, бульвар Шевченко