Для кавказских народов такое обвинение в адрес девушки в лучшем случае чревато тем, что ей будет очень сложно повторно выйти замуж. В худшем - над ней может совершиться "суд чести", последствия
Для кавказских народов такое обвинение в адрес девушки в лучшем случае чревато тем, что ей будет очень сложно повторно выйти замуж. В худшем - над ней может совершиться "суд чести", последствия которого непредсказуемы. От несчастной откажутся даже родные.
К счастью, родители и многочисленные родственники Лейлы (имя потерпевшей изменено. - Прим. ред.) не побоялись огласки и встали за нее горой - защитили честь девушки в суде, тем самым создав прецедент. Ведь, как правило, такие случаи на Кавказе стыдливо замалчиваются, а невеста, даже если она безвинна, становится изгоем. Несостоявшийся зять осужден за клевету и оштрафован на 50 тысяч рублей.
Свадьба Лейлы состоялась минувшим летом. Как принято на Кавказе, молодоженов скрепил узами брака представитель духовенства. В ЗАГС супруги обычно идут уже после рождения детей.
"Девушка - просто красавица и умница. Скромная. Ничего плохого за ней замечено не было, приветливая. Правда, сейчас ходит сама не своя", - рассказали "РГ" соседи на улице, где росла Лейла.
Высокая и стройная, как тростинка, молоденькая выпускница вуза не могла не понравиться умудренному опытом и состоятельному предпринимателю из Назрани, который к тому же еще ни разу не был женат. Виделись они до свадьбы всего пару раз. Как принято по местным обычаям, в сватовстве главную роль сыграли родственники с обеих сторон.
"Моя жизнь разделилась на до и после свадьбы. Как жить дальше?" - дрожащим голосом вопрошала в суде невеста, у которой после всего случившегося диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство.
На третий день замужества Лейлу отвезли к дому ее родителей.
"Просто как собачонку высадил у ворот", - рассказала адвокат семьи девушки Елена Мисалова, которая уже около десяти лет помогает защищать права женщин и детей в Северо-Кавказском федеральном округе.
Возвращению невесты в родительский дом предшествовала унизительная процедура врачебного осмотра у гинеколога в соседнем регионе. В медицинский кабинет в первую попавшуюся клинику муж отвел жену, что называется, за руку. Поэтому о каком-то возможном сговоре между перепуганной насмерть новобрачной и врачом говорить не приходится. Доктор выдал заключение, что пациентка - девственница, это ее природное физическое состояние, а не результат возможной гименопластики.
Получив на руки такую справку, супруг девушки тем не менее, что называется, ославил ее перед своими родственниками и вернул в отчий дом.
Родители Лейлы - уважаемые в республике люди, отец - герой, участник специальной военной операции. Они посовещались с другими членами большой семьи и решили защищать честь и достоинство девушки в суде. Мать пострадавшей также написала заявление в полицию, что дочь оклеветали. В ходе разбирательства была назначена судебно-медицинская экспертиза, которая подтвердила результат первого врачебного осмотра. Девушка была и осталась даже после брачной ночи невинной.
На судебном процессе, поняв, что на основании документов суд может принять решение не в его пользу, ответчик изменил первоначальные показания. По его словам, он сказал своим родственникам, что ему не понравился характер жены, мол, потому и расторг брак.
"Нельзя узнать человека за такое короткое время", - выступила в суде адвокат истца.
Уже после вынесения судебного решения в пользу Лейлы защитница девушки искренне сожалела, что ответчик поторопился с решением судьбы юной супруги. Вероятно, если бы мужчина проявил благоразумие, все могло быть по-другому. По сути, если бы не твердая позиция семьи потерпевшей, уверенной в том, что ее оклеветали, он мог бесповоротно сломать девушке жизнь.
МнениеЛиза Борова, жительница Ингушетии:
- Раньше "по закону гор" в такой ситуации девушку могли просто убить. Такие случаи и сегодня редко происходят. Обычно, как правило, просто молча разводятся. Считается, что прав мужчина, даже если это не так. Героине истории повезло, что ее семья за нее вступилась. А ее жених, на мой взгляд, поступил крайне бесчеловечно. Мог бы подумать о будущем бедной девушки: если она ему по какой-то причине разонравилась, вернул бы ее родителям через более продолжительное время без всякой огласки.
Мариуполь, бульвар Шевченко